14 мая 2012

Как вырастить гения и не погубить детство?


Кадр первый. "Посмотри внимательно, - говорит мама 11-месячному малышу, - Это истребитель марки Mirage, выпускаемый фирмой Dassault". Кроха, сидящая на полу, внимательно слушает мамин голос.



Эта продвинутая женщина занимается с ребенком по системе Глена Домана. Главное в этой системе - постоянные занятия с ребенком по карточкам, выписанным из мировой энциклопедии. И на карточках, как вы уже поняли, не просто дядя, а, к примеру, первый президент Америки Джордж Вашингтон.



Сторонники Домана и сам автор уверяют, что благодаря этим карточкам родители закладывают в мозг ребенка обширнейшие энциклопедические знания, которые потом "всплывают" просто на автомате...



Кадр второй. Шестнадцать лет спустя этому же ребенку показывают карточку этих же самолетов. "Понятия не имею, что это такое, - басит подросток. - В первый раз это вижу". Так стоит ли игра свеч?



Термин "раннее развитие ребенка" появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии - Марии Мантессори, в Японии - Масару Ибука. Все эти достойнейшие люди сходились в одном - существующая система образования в корне неверна. Если с детьми не заниматься с самых первых дней жизни, то потом будет поздно. И вот младенцам рассказывают мировую историю, учат иностранным языкам, рассказывают, как правильно сложить дроби. Скептики криво ухмыляются и с пеной у рта доказывают абсурдность и даже вред всех этих действий. А детишки у таких родителей демонстрируют перед камерой знание Шекспира в 5-летнем возрасте, складывают "мама" из кубиков Зайцева в семь месяцев, играют на скрипке в три года... Гениальность или дрессировка?



Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте - мозг человека растет и развивается только в самом раннем детстве. Если быть точнее, то до трех, иногда пяти лет. И если в этот период не объяснить ребенку, кто такой первый президент Америки, то потом это же самое в него придется вдалбливать долго и упорно. Иначе говоря, пятилеток всегда легче научить, чем шестилеток, четырехлеток - чем пятилеток, трехлеток - чем двухлеток и так далее.



В последнее время в огромном количестве стала появляться литература о том, что именно слушать и что именно читать беременной женщине, чтобы ее ребенок родился умным. Однако в последнее время крупнейшие западные ученые стали говорить о том, что мозг человека может расти и развиваться всю жизнь! Но! Будет это делать только при определенных условиях. Означает ли это открытие конец теориям раннего развития? Вовсе нет. Просто подходить к ним, как и ко всему остальному в этой жизни, надо с позиций здравого смысла.



АКТИВНАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ВЛИЯЕТ НА МОЗГ Факт. Научно доказанный на крысах. У тех животных, которым поставили яркие красивые домики, повесили кольца, поставили лабиринты, объем мозга увеличился на 25%! То же самое, как считает наука, происходит и с человеком. Покупая ребенку красивые, развивающие воображение игрушки, вы не просто так тратите деньги, а вкладываете их в выращивание гения. Помните только, что нет смысла покупать игрушки и хранить их в коробке под замком (вдруг ребенок поломает? ).



Ваша задача как родителя обеспечить свободный доступ к этим игрушкам для ребенка. Чтобы он с самого раннего детства сам мог выбирать, чем заняться.



В идеале у ребенка должны быть:



- краски (для совсем маленьких существуют пальчиковые краски, съедобные),



пластилин, цветная бумага, безопасные детские ножницы, клей - конструкторы (для малышей лучшей серией признана ЛЕГО-малышам, в которой соединены музыкальные эффекты с простотой сборки) - мячи - спортивный уголок (горка, шведская стенка, качели, батут, маты) - ролевые наборы (кухни, кукольные домики для девочек; гаражи, мастерские для мальчиков)



- музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, бубны, детские синтезаторы)



- мягкие игрушки (только не надо с ними перебарщивать, равно как и не надо давать их детям до года)



Поверьте, нет детей, которые бы не любили играть, однако есть дети, которых этому не учат родители. Да-да, играм тоже надо учить. Показать как, поиграть немного вместе, похвалить за результат. И вот уже вы спокойно читаете книгу, а ребенок четвертый час возится в комнате, находя себе занятие и, самое главное, развивая мозг. Кстати, самую оптимальную с этой точки зрения организацию детского пространства можно найти в работах Марии Мантессори. Основной упор она сделала на зоны: спортивная, сенсорная (здесь должны быть предметы разной фактуры, вода, массажные мячики, коробочки с разными запахами и т.д.), игровая.



ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ТЕМ ЛУЧШЕ Не совсем факт. Большинство детских психологов склоняется к тому, что минимальный возраст, когда нужно учить ребенка иностранным языкам -5-7 лет. То есть не раньше, чем ребенок уверенно заговорит на родном языке. Тем временем сторонники теории раннего развития советуют учить иностранный с пеленок. Кто прав? Уже известно, что ребенок, которого пытаются сразу с рождения учить двум и более языкам, начинает говорить позднее своих сверстников. Это понятно. Стремясь к билингвизму, родители слишком перегружают мозг малыша. И ребенок никак не может разобраться со словами, предложениями и т.д. Некоторые психологи уверяют даже, что лучший возраст для изучения иностранных языков -14 лет. Лучший совет от детского психолога Лены Даниловой: если вам уж так хочется начать изучать иностранный язык с ребенком с самого детства, то ограничьтесь одним детским стишком. Но так, чтобы этот стишок, как говорится, от зубов отскакивал. На этот стишок потом уже в 14-16 лет ляжет вся база иностранного языка без всяких усилий.



ЧЕМ БОЛЬШЕ РЕБЕНКУ ПОКАЗЫВАТЬ КАРТОЧКИ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН ЗАПОМНИТ Вы помните самый первый пример? Так вот, судя по всему, нет смысла мучить младенцев всемирной энциклопедией. Самый большой минус теории Глена Домана - это сведение роли ребенка с творца (как у Мантессори) до слушателя. Вместо того, чтобы поиграть с ребенком в прятки, родитель-"домановец" упорно показывает карточки. Однако что-то можно взять и отсюда. Несложные карточки с знакомым предметом и его написанием помогут вашему ребенку не только пополнить словарный запас, но и раньше начать писать. А пять минут в день для игры в лото -сплошное удовольствие для малыша.



ЕСЛИ РЕБЕНКУ ВКЛЮЧАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ, ТО ОН ВЫРАСТЕТ ГЕНИЕМ Доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность человека. То есть человек, послушавший Моцарта, перед контрольной решит большее количество задач, чем человек, не слушавший музыку. Это факт. А уж как им распорядиться - ваше дело. Одно помните - с музыкой тоже не все просто. Японец Масару Ибука, чья книга "После трех уже поздно" расходится огромными тиражами, предупреждал - если у матери нет слуха, лучше не петь колыбельные младенцу. Иначе у ребенка тоже не будет слуха. И сломать эту запрограммированную закономерность сможет лишь очень хороший психолог, сумевший перепеть человеку фальшивый мотив. Это, во-первых. Во-вторых, не эксплуатируйте всего одну музыкальную игрушку с одним и тем же мотивчиком. Особенно это касается многочисленных подвесок для кроватки. И не забывайте, что музыка (особенно для маленьких детей) не должна быть слишком громкой. Это относится и к музыкальным инструментам.



ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ ДОМА ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО Большое заблуждение. Очень важно, особенно в условиях нашей зимы, когда большинство маленьких детей садят под замок дома, дать ребенку возможность много двигаться. Вот зачем и нужны различные спортивные комплексы или просто подвижные игры. Поверьте, это куда важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. Тем более, что детские психологи говорят об обязательном наличии дома шведской стенки. Оказывается, возможность лезть вверх у детей стимулирует не просто умственные способности, но и веру в себя. Кто бы мог подумать, что покупая ребенку лестницу, вы стимулируете развитие лидера?



ТЕЛЕВИЗОР И КОМПЬЮТЕР ВРЕДНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ! Интересно, а что будут говорить наши дети лет через тридцать? "Немедленно отойди от машины времени и посиди, хоть телевизор посмотри"? А наших родителей бабушки-дедушки гоняли за то, что они читали книжки. Я хочу сказать, что конечно, 12-часовое сидение за компьютером может утомить глаза и испортить зрение. Но и 12-часовое чтение книг - вредно для глаз. Так что не надо паниковать и корить себя за покупку очередной компьютерной игры. Просто попробуйте распределять время и вовремя выманивать юного компьютерщика на технические перерывы. И позаботьтесь о хорошем освещении и хорошем стуле-кресле, чтобы избежать сколиоза. А научных данных об ужасных последствиях работающего телевизора или компьютера для детского здоровья и психики нет. Понятно только, что старый советский Винни-Пух лучше в воспитательных целях, чем Том и Джерри.



Подводя итог, хочется подчеркнуть два правила:



1. Гораздо лучше перебарщивать с методиками раннего воспитания, чем не заниматься с ребенком вовсе.



2. Если стоит выбор между уроком игры на скрипке и прогулкой, то выбирать надо второе. Для здоровья полезнее. А здоровье, как известно, потом ни за какие деньги не купишь.

показать весь текст
ymulyk 02 ноября 2012
31
отличная статья
Аноним 11 ноября 2012
32
Ответ дляТатьяна2012
фото
’в жизни им и без того сложно придется’
обычно именно такая установка сопровождает высказывания , направленные против раннего развития
т.е. жизнь - проблемная и сложная штука... а процесс получения новых знаний ее тоьлко усложняет еще больше - те, кто живут по этому принципу обычно активно против методик раннего развития, раннего выхода в школу в 1 класс, раннего похода на кружки и др.внешкольные занятия...

а никто не задумывается ПОЧЕМУ все, что связаано с обучением, с получением новых знаний, что изначально не может быть неинтересно и скучно, воспринимается как обуза и проблема?
УЧИТЕ своих детей, учитесь сами вместе с ними! и сто лет не надо с пеленок учить их цифрам, буквам, английскому и т.п.
давайте им разносторонние энциклопедические знания - от народных сказок до химии и биологии!!!

мы сейчас с дочкой - 6 лет - читаем книгу Сказолчная Вселенная - там ВСЕ НАУКИ изложены так, что ребенку 6 лет все понятно и очень интересно - мне самой интересно, с мужем спорим, кто сегодня будет читать дочке книгу
в период с 4 до 5 она хотела стать космонавтом - мы проштудировали кучу книжек, и худ. в том числе, и энциклопедий, на тему о космосе и все что с этим связано

в мире столько всего интересного, разного, яркого, надо ПОКАЗЫВАТЬ это детям, знакомить их с миром, чтобы им в будущем было интересно учиться САМИМ, ведь вы с пеленок им показывали, как это здорово - учиться!
а вы ’в жизни сложно придется’ - конечно придется! так давайте заранее поминки устроим по этому поводу
Аноним 02 декабря 2012
33
Ответ дляТатьяна2012
фото
точно так, поддерживаю!!!!
Fashion girl 16 января 2013
34
’Все дети талантливые’. - Г.Альтшулер.
Аноним 22 января 2013
35
’Мой Петя стрех месяцев сидеть начал, а в полгода всю Барто знал!’-фу....аж бесит...английский с двух,когда они еще на родном никак...прививайте детям интерес к новому,мотивацию к получению знаний,а главное-как эти знания применить, а не засесть с ними, не найдя себе умному и любимому применения в жизни...
Аноним 06 февраля 2013
36
Сразу хочу сказать,что не мучила дочь ’с пеленок’ новомодными методами развития и тд.-просто любила,читали книги-ВСЕ!Английский она начала учить только в третем классе.Сейчас ей 12 лет,она много лет уже побеждает городские и областные олимпиады по англ.и укр языку,не занимаясь с репититорами вообще,только учитель и ее старательность.Каждый раз становится лучшей ученицей года школы,в которой учимся,побеждает в различных конкурсах,в том числе и всеукраинских.Например,она один из победителей всеукр.конкурса’Таланты твои ,Украина’.Мы уже не знаем куда складывать ее многочисленные грамоты ,дипломы и кубки.Я рассказываю это не ради хвастовства,а потому что есть такая штука,под названием ’дано или нет’,и мне очень жаль детей ,которые становятся жертвами амбициозных мамочек и умных дядь и теть,которым нужно защищать диссертации или срубить денежек на выходе новой книжки ’Как сделать из нормального здорового ребенка замученого’вундеркинда’.
LadyLovе 06 февраля 2013
37
Ответ дляАноним
фото
Ну дети все разные, мой не Петя, в 1,8 на родном очень даже как, и на втором родном, турецком, тоже изъясниться может, поэтому английскому, думаю, не я его буду учить, а он сам попросит. Так, как выучил буквы и тянет сам мне азбуку и орёт ’Какая, какая бука?’ чтобы я его спрашивала. Зато мы кушаем суп из блендера и не хотим садится на горшок. Поэтому, мы будем делать то, что ребёнку нравиться, в нашем случае - учиться, а Вы себе беситесь на здоровье)))
автор nyanya 06 февраля 2013
38
Ответ дляАноним
у нас в группе 2 Льва
2 Даши, 2 Софийки, 2 Лизы.
Во дворе много девочек с именами София, Вика, Даша. мальчиков много Данилов
умничка
автор nyanya 06 февраля 2013
39
Ответ дляLady Love
харчо (правильное), перепелы, мороженое, утка и заварные пироженые
всему свое время, у нас тоже так было, все со временем научились делать
binoshka 14 мая 2013
40
Ответ дляlunabella
фото
100%!!!!! Кто-то очень известный сказал: ’ В первую очередь, побеспокойтесь и учите ребенка ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ, а читать и считать - это вторично - такой ребенок в любом случае научится этим навыкам. Поддерживаю на все 100!!!!!!! И вообще, всего должно быть в меру. Кроме того, как и во всем, тут тоже все очччччччень индивидуально. Отдают мальчика на бокс, а он не хочет - сидит днями и играет на пианинко. Родители берутся за голову - он ничего, кроме пианинка, не видит и не знает, но потом, оказывается, что это Рихтер_нарицательно) или Ван Клиберн. Главное - научите ребенка мыслить - а для этого необязательно тыкать ему карточки Домана - весь Доман на улице, дома ......... Разговаривайте с ребенком, объясняйте - почему так, а не этак, спрашивайте его мнения и..... следите за ЕГО ОТВЕТАМИ. И я не согласна с автором статьи в том, что лучше перенагрузить, чем вовсе не заниматься. Перенагрузите лучше себя)))))
Аноним ФЕЯ 28 августа 2013
41
рано разбуженный интелект часто идет пустоцветом
Интернет Бродилкин 25 октября 2013
42
кто то заканчивает школу с золотой медалью и идет мобильными телефонами в магазине торговать, а кто то учится на 4-5 не гений в учебе, и владеет крупнейшими фирмами типа ’твитер’, ’вконтакте’, эпл и т.д.
Аноним ФЕЯ 26 октября 2013
43
миром правять троечники!
VikaGr 14 ноября 2013
44
Ответ для
фото
Удалено администрацией...
VikaGr 14 ноября 2013
45
Согласна на 100000% с постом №16, это понимание пришло с опытом, когда уже появились второй и третий ребёнок ))
Гага Газу 22 ноября 2013
46
У меня ребенок 2,5 года сам просится заниматься. Ходим на развивающие занятия на украинском языке, на английский и на рисование. Ребенок в восторге. Я его совсем не заставляю, для него это все игра (оно так и есть). Дома тоже просит учить что-то. Видимо, такой характер еще ко всему. И я это активно использую. И гуляем мы много. Как-то все успеваем. Надо просто грамотно распланировать. И я не считаю, что отнимаю у ребенка детство. Просто я помогаю это детсво сделать более иентересным и разнообразным. Тем более у ребенка очень все получается. В 2,2 года он уже отлично говорил предложениями, что тоже важно. А вообще - раннее развитие или нет - это все выбор родителей.
Гага Газу 22 ноября 2013
47
Да, и к посту 16 - ребенка надо пробовать в разных сферах - спорте, творчестве и т.д. И смотреть. что ему нравится. Ребенок должен чем-то заниматься по крайней мере с 2 лет так точно можно пробовать. Тех детей, с которыми не занимаются ничем, не развивают кругозор - их видно сразу. Насчет выбивания денег - поспорю. У нас отличный развивающий центр, дети просятся идти туда. Занятия очень интересные и ненавязчивые. И накто нас насильно никуда не тянет. Все же это лучше, чем сидеть дома и маме, и малышу и смотреть сутками мультики (говорю, т.к. знаю, что в таком возрасте уже совсем тяжко их избежать). Вобщем, сколько людей, столько и мнений... Выбор за родителями.
Мнения, изложенные в теме, передают взгляды авторов и не отражают позицию Kidstaff
Тема закрыта

Ще з цiкавого

Популярные вопросы!

ещё

Сейчас читают!